Главная страница
Видеосъемка, монтаж фильмов
Видеосъемка в условиях фольклорно-этнографической экспедиции.1


Наконец-то удалось завершить часть обещанного. В частности, в журнале Антропологический форум №15 за 2011 год ("http://anthropologie.kunstkamera.ru/07/15online/"), в разделе Конференции есть документ "IX Конгресс этнографов и антропологов России: впечатления участников", доступный по ссылке "...congress2.pdf", в котором мой комментарий ссылался на статью, расположенную ниже.


     В выступлениях на многих конференциях часто подчеркивается значимость видеофиксации этнографии и понятно почему. Отснятый материал незаменим при изучении обрядов, поскольку технические средства позволяют многократно просматривать запись, изучая каждую деталь в постоянно меняющемся кадре.


Составление видеоописей.

     В процессе совершенствования, аппаратура для съемки поменяла формат с кино на видео и в наши дни сильно прогрессирует освоившись в цифровом мире. При работе с киносъемочным аппаратом, кроме управления техникой, важно было уметь заправлять кинопленку, а иногда и самостоятельно ее проявлять. В конце ХХ века, видеотехника усложнившись технически, стала проще в управлении, а массовое производство и снижение цен дало возможность фиксировать этнографию практически любому исследователю.


Любительская кинокамера.

Профессиональная видеокамера.

     Поскольку для управления киноаппаратом необходимо было учиться, а дороговизна фотоматериалов не позволяла снимать кое-как, то вместе с основной литературой, в библиотечку владельца попадали дополнительные книги, по методике съемки.
     С появлением видеокамер для управления которыми достаточно лишь беглое прочтение инструкции и необъятной длины видеоленты, допускающей непрерывную запись в течение нескольких часов, собиратель перестал обращаться к дополнительной литературе и тем более беречь кадры. Та же ситуация наблюдается с цифровыми видеокамерами, использующими флеш-карты для хранения видеозаписей.
     Без знаний, полученные фильмы приобретают статус любительских. При этом, из возможностей автоматически исключается умение снимать в трудных световых условиях (съемка против света, смешанный тип освещения и так далее).


Съемка при контровом освещении (против света) в автоматическом режиме видеокамеры MiniDV (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. №№ 65-77)
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     В принципе, полученный материал устраивает собирателя до тех пор, пока источники не потребуются для демонстрации научному сообществу, или для телеэфира, где записи отбирают по качественному показателю.

     Как оценить качество снятых видеозаписей?
     В основном, это оценка композиции и параметров цвета и света. Несмотря на то, что звук можно подключить любой, при съемке рекомендуется следить также и за качеством звукозаписи.
     В данном докладе рассматривается более чем 10-летний опыт видеосъемки в полевых отрядах собирателей Института языка, литературы и истории КраНЦ РАН.


Видеокамера Sony HDR-XR160.

     Кратко говоря о выборе видеокамеры (при планировании бюджета), хочется заметить, что профессиональная камера стоимостью 4 тысячи долларов не всегда дает безупречное качество записей, если фиксацию ведет начинающий оператор. Дешевый же аппарат в руках профессионала обеспечивает неожиданно хороший результат. Не стоит гоняться за мегапикселями можно в конце концов дойти до аппарата, который будет отображать мельчайших насекомых. Эта ли цель преследуется при съемке этнографического материала?
     Боле того, проблема кроется в другом. Нынешние цифровые аппараты используют высокое разрешение кадра, что позволяет фиксировать достаточно мелкие детали, что в свою очередь, требует значительного места на носителе. Если такой камерой снимает профессионал, то гигабайты данных, расположенные на десятках DVD+R дисках всегда востребованы. Как будет себя чувствовать собиратель, зная что ему приходится хранить целый шкаф с этнографическим видео, которое по качеству не подходит для монтажа с последующей демонстрацией на телевидении?


Подборка видеокадров снятых камерой Sony HDR-XR160 (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. №№ 215-262)
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     Например, в 2012 году, в полевых условиях нами была опробована видеокамера Sony HDR-XR160, которая содержит жесткий диск объемом 160 гигабайт (более 25 часов видео высокого качества), наличие которого избавит от частой смены видеокассет, или устанавливаемых карт флеш-памяти. Разрешение картинки вдвое превышает стандарт аналогового телевещания. Управление позволяет перевести аппарат в ручной режим, что допускает съемку в трудных условиях. Установки режима качества позволяют сжимать записи «на лету», уменьшая занимаемое на диске пространство не ухудшая при этом качества по причине высокого разрешения исходного кадра. При этом, цена аппарата чуть больше пятиста долларов.

     Съемка этнографического материала собирателями отличается от той работы, которую выполняют на телевидении. Режиссер формирует текст и делает наброски видеосюжетов, затем команда готовит информантов к съемке, чтобы те говорили то, что указано в сценарии. Предметы быта в доме информанта могут переставляться с места на место, для повышения качества экспозиции. Собиратель же, внимательно и подолгу задерживаясь в гостях работает с информантом, стараясь не привнести в материал ничего лишнего. В доме никаких предметов не перемещают, если это не мешает проведению опроса и не привносит ничего в быт.

     Материал, отснятый телевидением часто этнографически неверен, поскольку сильно сокращается, (например, «растягивать» сцену по времени, тем самым «раздувая» фильм, не рекомендуется), но зато обладает высоким качеством по всем параметрам.

     Записи же собирателя обычно не имеют ошибок в отношении этнографии, но очень нуждаются в улучшении технических характеристик. Обычно при просмотре экспедиционных видеозаписей видно, что фигуры в кадре выполняют какой-то обряд, который зафиксирован полностью, считается, что для дальнейших исследований этого достаточно.

     Качественно снимать необходимо еще и потому, что записями в будущем могут воспользоваться другие исследователи, а им потребуются детали, которые пропадают из кадра в виду, например, пересвета.

Какие могут быть рекомендации?

* Во-первых, материал, который предполагается отснять, уже на этапе подготовки следует представить как будущий фильм. Поэтому в записной книжке указываются основные моменты, которые необходимо отснять. Как правило, придерживаясь этого плана, ко второму-третьему дню экспедиции, сырья бывает достаточно для монтажа фильма.


Ориентировочный план съемки праздника Elon Pu (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.4, Колл.3)
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     При въезде в населенный пункт, необходимо сразу же присматривать предметы и виды для перебивок. Перебивка, это короткая видеовставка, цель которой скрыть дефект видеосъемки или переключиться на другой план.
     Например, при съемке вепсского праздника Elon Pu (Древо жизни) в 2003 году, ключевыми сюжетами являлись: вывеска с названием при въезде в населенный пункт; сбор и подготовка участников к выступлению; прибытие гостей и местных жителей; выступление музыкальных коллективов и заключение. Профессионалы говорят — перебивок не бывает слишком много. Поэтому остальные дни экспедиции лишь дополнительно обогащают видеоматериал.
     При съемке возникают различные ситуации, например, во время опроса информанта, перед камерой прошел один из хозяев дома. Мы не можем всех запереть и не выпускать, пока идет опрос. Как результат, кадр испорчен, но с перебивкой ситуация легко исправляется.


Обработка перехода с плана на план, или с одного сюжета на другой. Видео меняется, звук остается.
(ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. №№ 106-118, Н.Г. Зайцева и З.И. Строгальщикова. Сибирь, 2006 г.).

(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

* несмотря на то, что существуют программные и аппаратные фильтры стабилизации изображения, настоятельно рекомендуется использовать штатив. Треножный штатив складывается и может использоваться как монопод (одноногий).




Использование треножного штатива (треноги) в качестве одноногого (монопода).
Фото В.П. Кузнецовой вверху (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.2, Ед.хр. № 113) и И.Ю. Винокуровой нижний кадр (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.2, Ед.хр. № 109)

* Сцена не может быть короче 5 секунд, иначе зритель ничего не успеет рассмотреть. Вообще, все зависит от деталей. Чем их в кадре больше, тем дольше задерживается съемка кадра. Сам оператор должен успеть все рассмотреть.


Популярная сегодня репортажная съемка, постепенно "убивает" этнографическое кино. Видео взято из открытых источников.
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

* при съемке панорамы сначала необходимо провести ее без записи и если ничто не мешает сделать плавный поворот, снимают.

     Панорама, это отличная штука, для фиксации вида всей деревни. Вообще, встречались фильмы, где множество панорам "шли" слева направо, или наоборот, поэтому во время видеосъемки рекомендуется их чередовать, или тут же снимать две панорамы с разными направлениями.

     Начало и конец панорамы необходимо "подержать". Обычно хватает 5-7 секунд, чтобы при монтаже без ошибок склеить материал.

     При съемке один глаз открыт и пытается следить за объектами раньше, чем они попадут в кадр, чтобы вовремя замедлить движение и остановиться. Иначе, получится, что мы въехали в стену или столб и поняв ошибку, откатываем назад. Сейчас, с появлением жидкокристаллических экранов-видоискателей, следить за кадром и окружающей обстановкой стало проще.


При съемке панорамы первый и последний кадр выдерживают неподвижно 5 - 7 секунд (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. № 149).
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

* Если объект движется в кадре, то всё что вошло в кадр, должно и выйти. Образец будет показан в конце доклада на примере профессиональной съемки.

* При съемке очень рекомендуется выдерживать трети (правило третей).
     В некоторых камерах есть возможность высветить сеточку, если нет, то кадр мысленно делится на три части по вертикали и столько же по горизонтали. В данном случае информант размещается в одной из третей, но есть особенность! Если информант смотрит вправо (для зрителя, это левая часть экрана), то в кадре оставляют место, чтобы информант смотрел в эту область, а не за телевизор. За спиной информанта почти не оставляют места, поскольку для зрителя там нечего нет, а глаз все равно будет отвлекаться.
     Над головой информанта также оставляют немного пространства (как раз попадает в пересечение), иначе получается, что информант не влез в кадр и упирается в верхнюю часть телевизора. Что делать, так зрительная система передает информацию в мозг.


Вертикальные линии третей на электронном видоискателе камеры.
Информант отснят согласно правилу третей (фото автора)

     Что касается горизонтальных третей, то в кадре выбирается что-то важное, чему и отдают большую часть кадра. Здесь в небе ничего нет, а в заливе острова. Интересно, что амбар попал почти в пересечение. Может быть в этом кадре нет ничего профессионального, но технически он грамотен и потенциально может публиковаться на ТВ.


Размещение объектов согласно горизонтальным третям (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.2, Ед.хр. № 113/2151).

     Бывают ситуации, когда информанта нелегко усадить в позицию, рекомендуемую для съемок (по свету). Информант заявляет, что у окна это его любимый стул и ни на какие диваны не пересядет. В таких случаях можно приблизиться к окну, посадив участника экспедиции, ведущего опрос, у окна. В беседе информант будет смотреть на собирателя, его лицо будет постоянно освещаться. Если же видеооператор, как и информант будет находиться у окна, а собиратель рядом, чуть дальше от окна, то информант, беседуя с ним, повернет голову в сторону комнаты, что даст на его лице тень.


1. Экспедиция под руководством В.П. Кузнецовой, 2003 г. (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. №№ 65-77)
2. Экспедиция под руководством И.Ю. Винокуровой, 2011 г. (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. № 201)

(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     Можно настроить видеокамеру вручную. Но солнце, которое временами показывается из-за туч все равно не спасает в данной ситуации, поэтому всегда необходимо приспосабливаться, то есть в перерывах переключаться в автоматический режим работы камеры и обратно. Также существуют специальные отражатели, но кто их берет с собой в экспедицию?


Ручной режим видеокамеры Panasonic NV-DS11, фиксирование диафрагмы (ФА ИЯЛИ, Ф.1, Оп.3, Ед.хр. № 182).
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     На телевидении могут подать материал следующим образом (пересвет):


Съемка профессионалами. Сюжет новостей взят из открытых источников.
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

* Необходимо внимательно относиться к каждому снимаемому сюжету. В своем опыте мы используем методику, при которой перед съемкой или в процессе, оператор смотрит в оптический, или электронный видоискатель (экранчик) и оценивает фильм как зритель. Как-будто этот сюжет уже давно отснят и видеозаписи просматриваются в архиве. Если в кадре что-то ошибочно, то здесь появляется уникальная возможность так сказать вернуться в прошлое. Т.е. уже в процессе съемки позиция меняется и оценивается следующий сюжет.


Быстрое реагирование на изменяющуюся ситуацию (записи из личного архива К. К. Логинова).
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     Мне хотелось бы прокомментировать представленную видеозапись, поскольку один из участников секции "Полевая этнография и архивация этнографических материалов" сообщил, что постоянно следящая за объектами камера не самое лучшее решение. Действительно, такое при видеосъемке не допускается. Здесь хотелось бы обратить внимание на то, как оператор действует, зная, о "помехах" в кадре (например, помеха-микрофон). Видеооператор оценивает ситуацию разглядывая получающийся кадр на электронном видоискателе, а также видит окружающую обстановку и то, куда следует направить объектив камеры, чтобы как можно скорее избавиться от помех, или быстро проскочить их при переводе камеры с одного человека на другого. Интересно наблюдать, как на двадцатой секунде представленного видеофрагмента, оператор "вырезает" из кадра женщину, держащую банку с огурцами. Она стоит за плечом снимаемого человека и оператор, движением в сторону "очищает" кадр. Обратите внимание на то, как выполнена склейка записи на 49-й секунде. В кадре была женщина, но после склейки необходимо использовать совершенно другой кадр, что и было проделано. Впрочем, на мой взгляд, телевизионщики могли бы использовать перебивку, поскольку при внимательном просмотре некоторый "скачок" кадра все-таки наблюдается. Но, это уже тема другого разговора.
     В одном из выступлений секции "Визуальная антропология", докладчик демонстрировала фильм, в котором мастер строит баню из бревен. В одном из сюжетов съемка велась из-за деревьев, чьи ветви закрывали место переруба. Как зритель, я считаю, что этот материал не следовало помещать в фильм. А ведь при съемке достаточно было следить за кадром и сдвинуться на пол шага в сторону, чтобы не потерять какую-либо этнографическую деталь.
     В представленной здесь видеозаписи оператор не только следил за всеми объектами в кадре и за кадром, но также искал приемлемую композицию. Словом, хочется сказать, что видеосъемка это не просто направил камеру и нажал кнопку, это достаточно тяжелый труд, требующий постоянного внимания. Кстати, именно поэтому видеооператор нуждается в помощи. Скажем, в кадр пытаются попасть подвыпившие и веселые жители деревни и здесь оператор бессилен. В этом случае другой участник экспедиции старается отнять веселых товарищей от снимаемого объекта и так далее (собственно, это все из курса по подготовке видеооператоров).


     Профессиональный кинооператор Новиков Анатолий Александрович, как-то говорил, что учиться можно на советском кино. В любом месте ставь на паузу и печатай фото, что говорит о тщательном подходе к композиции.


Кинооператор А.А. Новиков рассказывает, что необходимо учиться на советских фильмах, снятых до 1970 г.
(Художественный фильм "Илья Муромец" 1956 г.)

(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

     Немножко прокомментирую. Во-первых, люди в кадре размещены в третях. Во-вторых, выше говорилось о том, что объекты вошедшие в кадр, должны выйти из него. В данном примере Илья Муромец скачет слева направо и оператор терпеливо дожидается, когда герой выйдет из поля зрения. В первом таком сюжете используется "хитрый" прием. Илья Муромец доехал до середины кадра, затем кадр сменился, но Муромец остался в той же точке и продолжает движение. Во втором сюжете на маковом поле всадник скачет прямо и потому движется очень медленно. Такой кадр можно завершить, поскольку объект в кадре почти не движется и зритель не обнаружит его "пропажи".

     Не описываю в докладе съемку с двух камер, но если такое случается, на обеих камерах должны быть по-возможности одинаковые настройки баланса белого. Зато при монтаже, два таких материала взаимно дополняют друг друга. Наиболее существенным при такой съемке является то, что каждый оператор снимает на свою камеру какой-то один план! Например, одна камера для общих планов, другая для крупных. Предположим, информант плетет корзину из бересты, отвечая на вопросы собирателя. Одна камера снимает руки информанта и корзину, другая камера общий план. т.е. запечатлевает фигуру информанта.

     В заключение хочется сказать, что указанные подсказки позволяют фиксировать этнографический материал с качеством намного выше любительского. Нет никаких препятствий, чтобы снимать технически верно. Все зависит от желания и трудолюбия.


На заметку (регулярно пополняется):

* При выключении цифровой видеокамеры, убедитесь, что лампочка накопителя (жесткий диск, флеш-карта) погасла и камера переключилась в режим ожидания. Если это не проконтролировать, данные не успеют сохраниться и отснятый фрагмент может быть утрачен. Все записи отснятые до этого фрагмента, разумеется, останутся на месте. Как правило в цифровых камерах каждое нажатие кнопки "запись" означает создание отдельного файла.

* Во время видеосъемки необходимо "... полностью отключить сотовые (мобильные) телефоны, чтобы предотвратить нежелательную запись радиопомех возникающих во время передачи телефоном сигнала на ближайшую базовую станцию."2

* Рекомендуется воздержаться от всевозможных комментариев и разговоров не по теме (за кадром, при записи). Жалею, что ранее сам говорил много лишнего, т.к. при монтаже фильма довольно сложно вырезать эти комментарии.

* Желательно регулярно контролировать чистоту объектива (например, перед съемкой). Для протирания использовать специальные ткани (обычно фланель, но сегодня существуют специальные наборы салфеток для объективов). Чистят (протирают) с минимальным нажимом, чтобы сберечь специальное антибликовое покрытие линз объектива.

* При съемке дневного солнца на матрице камеры фокусируется яркое пятно, что приводит к появлению выгоревших пикселей (маленьких точек, постоянно горящих на экране). Насчет закатов и восходов я не уверен, но даже если глаза без раздражения смотрят на уходящее солнце, снимать дольше 5 - 7 секунд такое солнце наверное не стоит.



1 Доклад был прочитан на X Конгрессе Этнографов и антропологов в секции "Полевая этнография и архивация этнографических материалов" 3.07.2013 г.
2 В. Б. Бовин "Методика звукозаписи фольклорно-этнографического материала в условиях экспедиции". Сборник "Методы и принципы современных гуманитарных исследований: сборник научных работ аспирантов и молодых ученых" ИЯЛИ КарНЦ РАН, Петрозаводск 2011 г. (ссылка на статью)

(C) Бовин В.Б.
Внесение изменений: 14.07.2011, 20.02.2012, 30.07.2013