Главная страница
Звукозапись, оцифровка
Методика сбора звукового фольклорно-этнографического материала в условиях экспедиции1


     Фонограммархив ИЯЛИ содержит более 3700 единиц хранения (ед.хр.) звукозаписей, из них около 380 ед.хр. находятся на компакт-кассетах. В настоящее время фонд пополняется цифровыми записями. Значительная часть архива представлена магнитными лентами. Впервые возможность вести запись фольклорного материала на магнитную ленту появилась у сотрудников Института после того, как в СССР в 1946 году стали выпускаться бытовые катушечные магнитофоны. К сожалению, единой методики проведения звукозаписи не существовало. После кратких инструкций, полученных по большей части от людей, которые уже имели дело с подобным оборудованием, сотрудники отправлялись в путь. В результате недостаточных технических знаний некоторые записи были выполнены либо с низким уровнем записи, либо с высоким. Соответственно, в одном случае звука практически не слышно, в другом, вследствие повышенной громкости, речь не разобрать.


Рис.1 Катушечный магнитофон «Романтик-3»

     Бытовой магнитофон 60х-70х гг. (Рис. 1) представлял собой аппарат весом 15 – 20 кг. Движущие части лентопротяжного тракта в виду своей громоздкости создавали шум во время работы магнитофона. Случалось так, что собиратель ставил магнитофон на стол, где уже находился микрофон, в результате чего на магнитную ленту записывался голос исполнителя, а также гул магнитофона. В отдельных случаях, вероятно прослушав получившиеся записи, собиратель догадывался убрать магнитофон на другую поверхность (например, на стул), устраняя звуковые помехи, создаваемые двигателем аппарата.
     В процессе перевода Фонда звукозаписей Фонограммархива ИЯЛИ в электронную форму нередко встречаются записи с наличием фона бытовой электрической сети (50 Гц). Такое могло произойти по разным причинам, в том числе из-за неполадок в самом магнитофоне. Фон также мог возникнуть в результате неплотного примыкания контактов разъема микрофона. Иногда и сам усилитель «пропускал» такой шум. В некоторых случаях собирателю приходилось записывать материал в деревнях, где электричества не было вообще. Встречались деревни, где электричество включалось только вечером, тогда в ход шли автономные источники питания (гальванические батареи). Лучшие записи те, что были выполнены магнитофоном с электропитанием от батарей. Их использование исключало попадание в звукозапись фона бытовой электросети. К сожалению, батареи часто разряжались, и в Фонограммархиве можно встретить аудиоматериал с искаженной скоростью воспроизведения (постепенное замедление вращения двигателя).
     При записи беседы микрофон очень часто устанавливался на стол, за которым сидели исполнители и собиратели. Само устройство микрофонов тех времен не предусматривало гашения вибрации, и, если на стол ставилась посуда либо в разгар оживленной беседы исполнитель похлопывал по столу, то это создавало отчетливые помехи.
     Число неприятных ситуаций в экспедиции можно было бы уменьшить, используя несложные рекомендации. Проведение пробной звукозаписи, с установкой хотя бы трех разных положений уровня записи и последующим прослушиванием, дает представление об оптимальных настройках. При исполнении песен сила звука увеличивается, соответственно, уровень записи понижают. В действительности ситуации могут быть различные. Например, при опросе информанта подсаживается его громкоголосый сосед и уровень записи не соответствует установленным ранее значениям. Если громкоговорящий исполнитель покинул беседу, уровень «поднимается» до изначальной позиции. В Фонограммархиве ИЯЛИ встречались записи, в которых уровень звука постоянно регулировался. В конечном итоге собиратель забывал привести ручку регулятора в нужную позицию, что приводило к ухудшению качества звукозаписей.

     Сегодня рынок представлен всевозможными моделями цифровых диктофонов, однако общая методика сбора звучащего материала сохраняется.
     Во время работы не рекомендуется часто прикасаться к микрофону цифрового диктофона, поскольку в этом случае запишется звук, превышающий голос исполнителя. Это может привести к потере разборчивости речи исполнителя и усложнит последующую расшифровку материала. Более того, такие записи часто исключаются при публикации или выпуске сборника звукозаписей.
     Микрофон (или диктофон со встроенным микрофоном) устанавливают на расстояние примерно 50 см от исполнителя. В этом случае удается достичь оптимальных значений уровня записи, кроме того, информант не сможет случайно задеть аппарат в ходе оживленной беседы.
     Необходимо помнить, что как перед записью произведения, так и спустя несколько секунд по окончании, рекомендуется выдерживать паузы. Обрывать записи не рекомендуется, хотя в некоторых случаях такого избежать не удается. Например, в 60 – 90 гг. ХХ века в экспедициях часто приходилось экономить магнитную ленту, поэтому до наших дней отдельные произведения дошли в сокращениях (например, поморские песни, записанные Д. М. Балашовым в 1957 году)2. Такой, урезанный материал довольно трудно включить в сборник песен, публикуемых на компакт-диске формата CD Audio.
     Сегодняшние звукозаписи чаще выполняются на бытовые цифровые диктофоны и реже на профессиональные или полупрофессиональные, например, Olympus LS-11. Стоимость бытового диктофона находится в пределах 2 – 3 тысяч рублей (2011 г.). При выборе дешевого цифрового диктофона рекомендуется обратить внимание на следующие детали:
     * Приветствуется стереофонический диктофон (в настоящее время это не редкость).
     * Несмотря на то, что большинство аппаратов записывают звук в аудиоформате WMA (бывают случаи использования специфических форматов записи), рекомендуется WAV или MP3. Причем в настройках качества записи должны присутствовать параметры 160 kbps, 192 kbps, 256 kbps, 320 kbps (показатель качества). Хотя при параметрах 192 kbps (диктофоны Sony), можно добиться приемлемого звучания, присутствие значений 256 kbps и 320 kbps в настройках диктофона только приветствуется. Дорогостоящий аппарат Olympus LS-11 (460 долларов США, 2011 г.) позволяет производить звукозапись с параметрами формата PCM WAV, 96кГц, 24 бита, что является практически студийной записью. Впрочем, в этом случае и условия должны соответствовать студийным.
     * В диктофоне приветствуется наличие разъемов для подключения внешнего, или выносного микрофона и наушников (т. е. устройства персонального прослушивания звука). Внешний микрофон (как правило, это микрофон с электропитанием) может понадобиться, если качество записи на встроенный ощутимо низкое. Замечательно, если в диктофон встроена миниатюрная акустическая система (громкоговоритель). Это позволит прослушать запись без подключения наушников.
     * Идеально, когда в диктофон установлен разъем для карт памяти, (т.е. носителей информации портативных электронных устройств). Чаще встречается формат SD – Secure Digital. Трудно сказать, какой объем звукозаписей будет получен в ходе экспедиции. За неделю сбора фольклорно-этнографического материала можно получить объем от пяти до двадцати пяти часов звучания.
     Невероятное число дешевых бытовых диктофонов не имеют таких разъемов, а заявленная производителем продолжительность записи в 20, 50, 100 часов, как правило, достигается за счет снижения битрейта (скорости передачи цифровой информации в секунду) до 16 kbps. Полученный материал расшифровывается с трудом.
     Сейчас карты памяти стремительно дешевеют. Рекомендуется брать с собой сразу несколько таких носителей информации. Кроме того, хранение записей на отдельных, небольших по объему картах памяти отчасти защищает данные от случайного повреждения. Так, если в диктофоне используется только встроенная память, при выходе диктофона из строя автоматически пропадает доступ сразу ко всем записям.
     * Желательно не оставлять без внимания вопросы электропитания устройства. Очень многие диктофоны содержат встроенную литий-ионную аккумуляторную батарею, а в качестве зарядного устройства, как правило, выступает компьютер. В экспедицию компьютер взять можно, однако в случае отсутствия тока в электросети собиратель не сможет включить компьютер и зарядить диктофон. В таких случаях приобретают диктофон, в который устанавливаются одна или две батареи типоразмером «AAA» (соответствует российскому формату элемента автономного питания «А-316»). Батареи можно заменить на соответствующие по типу мощные аккумуляторы. Таким образом, собиратель всегда «вооружен».
     * Большим удобством в работе с диктофоном является разъем mini-USB. В этом случае диктофон подключается к компьютеру как флеш-накопитель. Файлы копируются на жесткий диск компьютера без использования специфического программного обеспечения.
     Далеко не каждый диктофон соответствует этим требованиям, поэтому собиратель выбирает те качества приобретаемого устройства, которые обеспечивают необходимые в работе характеристики.
     При работе с цифровыми диктофонами рекомендуется соблюдать примерно те же рекомендации, что и с магнитофонами. Во время записи диктофон кладут на такую поверхность, которая сократит вибрации и удары о корпус устройства. Например, если положить диктофон на рукавичку, платок, или тканевый футляр диктофона лежащий на столе (Рис. 2), то помехи, создаваемые ударами о стол, заметно снизятся.


Рис.2 Ошибочное размещение диктофона во время звукозаписи (справа)
и рекомендуемое (слева).

Если внутрь той же шерстяной рукавички поместить работающий диктофон, то волоски шерсти в какой-то мере защитят чувствительный микрофон от порывов ветра, что позволит вести звукозапись на улице.
     Во время работы диктофона необходимо полностью отключить сотовые (мобильные) телефоны, чтобы предотвратить нежелательную запись радиопомех возникающих во время передачи телефоном сигнала на ближайшую базовую станцию. Это же требование применимо к видеокамерам.
     Диктофон в процессе работы создает звуковой файл. По окончании сеанса записи этот файл сохраняется во флеш-память аппарата (или на карту SD) с присвоением ему уникального имени. Следующий сеанс записи приведет к созданию нового файла с другим именем (как правило, в имени файла изменяется порядковый номер). К концу экспедиции таких файлов набирается от пятидесяти до ста. Например, в результате четырехдневной экспедиции (под руководством И. Ю. Винокуровой) в Ленинградскую область в мае 2011 года с помощью диктофона “Sony ICD-UX” было получено 30 треков (отдельных звуковых файлов). Продолжительность всех записей - 7 часов 50 минут. А в ходе десятидневной поездки осенью 2010 года в Поморье полевым отрядом, руководителем которого являлась В. П. Кузнецова, собрано 59 треков (продолжительность всех записей 12 часов 35 минут). В обоих случаях использовались аккумуляторы емкостью 850 mAh в количестве двух штук (чем выше значение миллиампер, тем дольше аппарат действует в автономном режиме). Так, один аккумулятор находится в диктофоне, другой в запасе (ночью заряжается). На случай страховки была приобретена пара традиционных батареек типа «ААА». К сожалению, этот диктофон не имел разъема под карту SD (в связи с чем, с собой был взят ноутбук). Однако максимальная продолжительность записи (24 часа) высшего для этого диктофона качества (192 kbps, stereo), как видно из приведенных данных, не была достигнута.
     В процессе проведения звукозаписи регулярно ведется контроль над оборудованием. Для этого, как правило, на дисплее диктофона высвечивается текущее состояние аппарата, продолжительность записываемого трека, оставшееся время или пространство во флеш-памяти. Присутствует индикация разряда батарей. Таким образом, при возникновении разного рода неполадок можно быстро сориентироваться и устранить их. При остатке свободного места на карте SD, позволяющего записать всего 5-15 минут, рекомендуется установить новую (свободную) карту памяти не дожидаясь сообщения «Memory is full» (память заполнена).
     В экспедиции работать с магнитофонами любого типа всегда удобнее с напарником. Н. Н. Мамонтова и Н. Г. Зайцева, сотрудники сектора языкознания, вспоминают, что опрос вели, поглядывая на стрелочный индикатор уровня записи, кроме того, непрерывно контролировали оставшееся место на магнитной ленте. Одному сотруднику было довольно непросто справиться в такой ситуации. По воспоминаниям А. П. Конкка (сектор этнологии), вышедший из строя аппарат приходилось ремонтировать, что называется, «на коленке»3. С ремонтом «чудо-техники» также помогали и местные жители. Сегодняшние электронные устройства требуют не меньшего внимания, выручая лишь при транспортировке своим выгодным весом и уровнем качества получаемого звучащего материала.
     В заключение хочется отметить, что всех нюансов учесть невозможно, поскольку опрос – это беседа с живым человеком. Однако собиратель сможет немного улучшить свою работу в экспедиции, используя вышеприведенные рекомендации4.


1 Статья (Стр. 75) опубликована в сборнике "Методы и принципы современных гуманитарных исследований: сборник научных работ аспирантов и молодых ученых". Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2011. 105 с. ISBN 978-5-9274-05039
2 (Стр. 425) "Опись рукописных коллекций фольклорных материалов, собранных Д. М. Балашовым, хранящихся в архиве Карельсклго Научного Центра РАН (подготовила к печати Н. Л. Шибанова)" Русский фольклор том XXXIII материалы и исследования. Санкт-Петербург 2008 г. ISBN 978-5-02-025209-7
3 Экспедиционная звукозапись в качестве примера. Участники экспедиции: Конкка А. П., Лавонен Н. А., Лукина П. И., д.Юшкозеро 1971 г. Источник: ФА ИЯЛИ №1542 (вторая сторона магнитной ленты, позиция 12:07).

(если файл не прослушивается, его можно скачать (ссылка)

4 Более подробную информацию по звукозаписи и аудиотехнике можно получить на сайте «http://rst.krc.karelia.ru/».

(C) Бовин В.Б.
Внесение изменений: 08.11.2011, 17.09.2012