Главная страница Видеосъемка, монтаж фильмов |
В архивах, помимо рукописей и фонограмм присутствуют кино- и видеозаписи. В девяностые годы, как только видеокамеры стали доступны исследователям, фольклор и этнография фиксировались на магнитную ленту формата VHS, затем, вероятно SVHS и позже в цифровой формат на почти такую же ленту в формате MiniDV. Несмотря на то, что лента может храниться десятки лет, в отношении видеозаписей есть уязвимость. На видеоленту фиксируется несколько полей информации и если частичное размагничивание звуковой дорожки даст лишь "пропадание" звука, то сбой чтения видеодорожек приведет к нарушению изображения (ошибочный трекинг). Таким образом, видеокассеты желательно оцифровать в первую очередь.
Оцифровка видеокассет называется видеозахватом. Приобретается специальная компьютерная деталь для видеозахвата (видеомонтажная плата), которая устанавливается в материнскую плату компьютера. В Фонограммархиве ИЯЛИ используется плата фирмы Pinnacle (dv500). Видеозахват производится в приложении Pinnacle Studio, однако нет препятствий для использования свободного программного обеспечения, например Virtual Dub (дело в том, что диск с программой Studio входит в комплект оборудования). Pinnacle Studio (версии 8 и 9) практически всегда безотказно захватывает видео. На практике не было случая, где наблюдался бы пропуск кадров.
Теперь необходимо разъяснить суть работы комплекса по видеозахвату. Согласовать два различных устройства не так-то просто. Видеомагнитофон (как и видеокамера) при воспроизведении "ищет" на ленте записанный сигнал. Как только сигнал (намагниченность ленты) будет найден, в ход вступает система автотрекига. Эта система производит настройку азимута головок, можно ли назвать это так, но суть заключается в том, чтобы так настроить скорость движения ленты и вращение блока видеоголовок, чтобы считывать максимальный уровень сигнала. Это требует нескольких секунд, причем все это время на экране присутствует изображение, которое уже сейчас надо бы оцифровывать. Как только видеомагнитофон настроится, можно осуществлять захват. При этом, оборудование Pinnacle непрерывно контролирует ситуацию и сообщает необходимые сведения (время записи, объем оставшегося на дисках места и пр.).
Предположим, на видеокассете записано всего 10 минут этнографического материала, что будет, если эти 10 минут закончатся во время видеозахвата? Видеомагнитофон тут же потеряет сигнал и система автотрекинга примется искать такой сигнал на ленте, ведь команду "останов" не давали? Оборудование Pinnacle до сих пор синхронно принимающее информацию от видеомагнитофона тут же переходит в режим вставки кадров. Поскольку видеозахват не остановлен и пользователь ждет, что сейчас на ленте появится следующая запись, программе необходимо чем-то заполнять эту "пустоту". Pinnacle захватывает белое поле (беспорядочно появляющиеся на экране точки) примерно с той же частотой кадров, что и предыдущий устойчивый сигнал (скажем, 25 кадров в секунду). А вот насколько точно Pinnacle Studio это делает, зависит от качества оборудования и многих других причин. В любом случае возможны погрешности. Для пользователя эти погрешности значат одно - рассинхронизация видео и звука. После того, как фильм вместе с этим отсутствием сигнала будет полностью захвачен (предположим, что после 10-ти минутного фильма следом все-таки появился другой видеофрагмент), при последующем просмотре видеофайла, ближе к концу фильма звук будет отставать. Что это значит? Например, в фильме человек открыл дверь, вошел в дом и дверь шумно закрылась, но аудиодорожка запаздывает, поэтому звук закрывающейся двери можно услышать полсекунды спустя. Все разговоры в фильме также будут со сдвигом. Коэффициент сдвига всегда разный. Он мал в начале и увеличивается к концу. Как этого избежать? Во-первых, стараться не записывать белое поле. Остановить видеозахват и начать новый захват при возникновении сигнала на ленте, когда на экране снова появится изображение. Если повторный захват осуществить невозможно, то прибегают к помощи аудиоредакторов, где производят постепенное замедление или ускорение звука. Процесс надо сказать довольно кропотливый. После таймшифтинга (TimeShift), исправленный звук возвращают в видеофайл.
Наверное, вышеуказанный текст несколько сложный, но видеозахват и видеомонтаж штука непростая и для оцифровки видео необходимо знать чуть больше, чем достаточно.
Для видеозахвата видеокассет формата VHS рекомендуется видеомагнитофон, или видеокамера формата Super VHS (SVHS). В этом случае достигается более качественный захват изображения, чем при использовании магнитофонов VHS. Главным образом это касается резкости изображения. Однако, оборудование Super VHS довольно редко встречается, а стоимость аппарата достигает 1000 долларов США и выше. Видеозаписи необходимо сохранить в любом случае, поэтому подойдет видеомагнитофон VHS, но лучше найти видеокамеру VHS. Дело в том, что ее компоненты имеют чуть больший класс качества чем бытовой видеомагнитофон, хотя на глаз, вероятно, этого не уловить.
Видеозахват, как уже описывалось выше, ведут фрагментами от начала сигнала и до конца сигнала (сигнал, это видеокартинка, или звук). Даже если исходная видеозапись произведена внахлест (отсутствуют белые поля), рекомендуется не превышать длительность времени оцифровки более чем на 10 - 12 минут. В этом промежутке времени рассинхронизация не будет столь ощутимой.
Кроме того, даже если во время оцифровки потери сигнала не произошло, максимальная продолжительность фрагмента не должна превышать 18-25 минут. На авторском опыте было замечено, что 35-минутный фрагмент на отметке 25-30 уже имел незначительное отклонение в синхронизации. Вот почему нельзя оставить трехчасовую запись (видеозахват) без контроля и уйти заниматься своими делами. Видеозахват более ответственное мероприятие чем оцифровка компакт-кассет.
Но иногда случалось, что трехчасовая запись была захвачена целиком и без рассинхронизации. Если бы так случалось систематически, можно было бы и продолжать так работать если бы не объемы носителей информации. На диск DVD+R поместится 18-20 минут материала DV (dvsd 720x576 точек, 25 кадр/сек, PCM WAV 48kHz, 16 bit, stereo). Владельцам стримеров LTO и дисков BluRay не о чем беспокоиться, но мы прежде всего ориентируемся на небольшие архивы, для которых даже туба из ста дисков DVD+R стоимостью в 30$ это уже определенные расходы. Если видео захвачено с кассеты VHS, то с помощью программы VirtualDub большой файл можно без потерь в качестве разделить на несколько небольших, для записи на DVD+R1. Запись MiniDV, к сожалению, так не разделяется, поскольку произойдет потеря тайм-кода. Ни Pinnacle, ни VirtualDub не могут сохранить данные о времени записи DV. Можно было бы поискать другие программы видеомонтажа, но несложно привыкнуть и к записи фрагментами. Другой способ, это "снять" тайм-код программой DV-Time (subtitlesoft.zip - в каталоге несколько программ для субтитров) и разрезав видео на несколько кусков приложить к ним файл титров времени. При последующей сборке видео из кусков, тайм-код можно встроить в видеоконтейнер (например, MKV, или MP4). Словом, все это задел на будущее и при возможности будет использовано.
В свое время многие отмечали, что захваченное с кассет видео имеет горизонтальные полоски ("гребенка", "расческа"). Это интерлейс, чрезстрочное видео. Особенно интерлейс проявляется в движении. Человек взмахнул рукой и на видео в каждом кадре его рука состоит из маленьких полосок. Во времена маломощных компьютеров интерлейс безжалостно устраняли командами наподобие deinterlace. При этом, программа анализировала соседние кадры составляя изображение без полосок (интерлейс также устранится, если вдвое уменьшить размер кадра). Вообще, чрезстрочное видео было придумано в эпоху телевидения. Видеокадр отображается на экране строчка за строчкой, слева направо сверху вниз. В то время как луч дойдет до низа, в верхней части люминофор погаснет2. Чтобы его все время подсвечивать, кадр разделили на два полукадра. Теперь изображение выводится через одну строку. Сначала луч нарисует четные строки изображения, а следом нечетные. При этом люминофор не успеет погаснуть (луч теперь движется в два раза быстрее). Таких полукадров 50, а полных кадров 25. В России частота электроосветительной сети 50 Гц, в США и некоторых других странах 60 Гц. "Наше" видео 25 кадров в секунду, их - 30 кадр/сек. Поскольку в компьютере выводятся все строки по порядку об интерлейсе "забыли". Все современные фотоаппараты и большинство видеокамер записывают видео в прогрессивной развертке (без интерлейса).
Что делать с интерлейсом? Поскольку задача архивирования - оставить все как есть, то интерлейс оставляем. Раньше я не очень-то разбирался в развертке и всегда устранял интерлейс на некоторых своих видео (NTSC-камера 60 полукадров в секунду). Оригиналы (т.е. видеокассеты), коих было несколько штук, после видеозахвата стирал. Видео с неверно устраненной чрезстрочностью записывал на DVD+R в сжатом формате DivX (позже Xvid). Несмотря на высокое качество сжатого видео, оригинальный материал уже не вернуть, поскольку "гребенку" устранял без повышения частоты кадров. Интерлейс, это прежде всего плавность видео. Есть очень легкие способы устранить чрезстрочность, то есть перекодировать видеозапись в прогрессивный формат 50 кадров в секунду. Полученное видео отличается плавностью движений, получается как бы настоящая, "живая" запись. Даже некоторые сегодняшние ролики на youtube.com, опубликованные как есть, то есть с интерлейсом, удается пересжать с сохранением плавности движений (при условии, что опубликованное видео действительно имеет чрезстрочную развертку). Например, бесплатная программа FFmpeg может качественно устранить "гребенку" с сохранением плавности движения. Строка для запуска будет следующей:
ffmpeg -i "video-interlaced-25fps.avi" -vcodec libx264 -crf 18 -vf yadif=1 -r 50 -c:a aac -strict -2 -f avi -y "video-deinterlaced-50fps.avi"
Иногда можно встретить прерывистость движений, поэтому отдельные параметры следует скорректировать исходя из следующих значений:
-vf yadif=1:0 принудительно, сначала нижнее поле (bff)
-vf yadif=1:1 принудительно, сначала верхнее поле (tff)
(всё зависит от формата исходного материала: PAL DV - нижнее поле первое, NTSC DV - верхнее поле первое, PAL Standard - верхнее поле первое).
В примере установлено "-vf yadif=1", то есть "-vf yadif=1:0"
Поскольку установлен параметр "-r 50", то подразумевается, что исходное видео "video-interlaced-25fps.avi" имеет частоту кадров 25 (так сообщают видеопроигрыватели). В противном случае значение необходимо пересчитать и исправить.
Эта строка (ffmpeg -i "video-interlaced-25fps.avi" -vcodec libx264.....) набирается в блокноте и сохраняется с именем, например deinterlace.bat, после чего запускается на выполнение как обычная программа. Файл ffmpeg (прямая ссылка, ffmpeg.zeranoe.com) должен быть в том же каталоге, что и deinterlace.bat там же находится исходное видео для обработки (video-interlaced-25fps.avi).
for %%a in ("*.mp*g","*.webm","*.mov","*.mts","*.mp4","*.avi") do ffmpeg.exe -i "%%a" -vcodec libx264 -crf 18 -vf yadif=1 -r 50 -c:a aac -strict -2 -f avi -y "%%~na_deinterlaced.avi"
Если необходимо сохранить аудиодорожку в неизменном виде, указанный пару предложений назад параметр заменяют на "-acodec copy" (тогда необходимо добавить -bsf:a aac_adtstoasc)
Качественно интерлейс устраняет программа VirtualDub, но подробное описание методов деинтерлейсинга выходит за рамки данной статьи. Итак, видео захватывается небольшими фрагментами. Очень часто, продолжительность белого поля занимает всего несколько секунд. Вообще, откуда это поле берется? Когда мы вставили видеокассету в видеокамеру, аппарат выполняет очень короткую перемотку ленты в прямом и обратном направлении с целью отыскать сигнал и выровнять ленту в лентопротяжном тракте. Кассета новая и видеокамера, "поняв" это, проматывает немного вперед. Она как-бы "ворует" у вас 5-7 секунд видеозаписи не давая начать запись с самого начала магнитной ленты. В начале лента всегда мятая и разработчики знают об этом. Кроме того, некоторые видеомагнитофоны "не умеют" воспроизводить ленту с самого начала. Все это учитывается и грамотно сконструированная видеокамера (или видеомагнитофон) выполняет такую перемотку вперед. Пользователь нажимает кнопку записи и камера начинает подмагничивать ленту. Так появляется видеосигнал (новая видеокассета с завода не имеет никакого сигнала, т.к. размагничена переменным магнитным полем). Оператор нажал кнопку стоп и камера перестала записывать. Кассету вынули и установили другую. Затем другую вынули и вновь поставили первую кассету. Камера отмотала вперед, затем назад и нашла предыдущую запись. Так вот от того насколько точно камера находит предыдущий сигнал, зависит появление, или отсутствие белых полей. Чтобы не полагаться на камеру, при съемке рекомендуют подождать три-пять секунд перед тем как нажать стоп. Не важно что при этом попадет в кадр, ведь при последующей съемке мы немножко отмотаем назад и сотрем эти несущественные кадры. Но что интересно, впереди будут несущественные кадры, то есть какой-то видеосигнал, значит камера при записи начнет намагничивание поверх этих сигналов и белого поля (пустоты) не возникнет. Профессионалы перед съемкой вообще одевают на камеру крышку (или убирают аппарат в чулан) при этом нажимают кнопку записи и камера до конца ленты записывает темноту. Видеокассеты подготовленные таким образом не содержат белого поля, их можно цифровать без перерыва, без фрагментов. Но, все-таки мы помним о малых архивах, поэтому все равно записи придется делить, поэтому будем захватывать их кусками.
Говоря о белом поле нельзя обойти следующую "неприятность". Среди видеоматериалов Фонограммархива есть несколько, где запись начинается с самого начала, а видеомагнитофоны "не берут" такую запись. В итоге три секунды пропадают. В записи редкие кадры похоронного обряда и мы не можем получить эти кадры полностью. Ладно бы три секунды! Мы помним, что Pinnacle Studio для "разгона" требует 7 - 10 секунд и тут понимаешь как бывает важна рекомендация профессиональных видеооператоров начинать видеокассеты с любых несущественных кадров с целью формирования видеосигнала, за который впоследствии "зацепится" видеомагнитофон. Как я поступал в этом случае? Или Studio, или VirtualDub устанавливались в режим постоянной записи (видеозахвата). Программы записывали "что-то" перед тем как я нажимал кнопку воспроизведения на магнитофоне. Видеофайл получался рассинхронизированным, но зато эти 5-10 секунд удавалось захватить. Затем, полученное видео открывалось в программе VirtualDub, "подрезалось" лишнее начало и конец и видео сохранялось с пересжатием с параметрами высшего качества (чаще всего без пересжатия, Direct Stream copy). Такой, обработанный кусочек в результате видеозахвата я прикладываю к основному содержимому архивной единицы хранения в каталог DVD+R. При видеомонтаже такой кусочек можно "поставить" на таймлайн монтажа (линию времени, временную линию) перед основным куском и будущий фильм (а при этом будет пересжатие!) получится без рассинхронизации.
Если в процессе видеозахвата я точно знаю, что впереди, после записи будет короткий участок ленты с белым полем (3 - 15 секунд), то при появлении белого поля не останавливаю захват и продолжаю оцифровывать белое поле до появления следующего видеосигнала. И даже следующий видеосигнал цифрую еще 10-15 секунд. Дело в том, что при встрече белого поля и остановке захвата, следующий фрагмент также сложно захватить как и начало кассеты, о котором говорилось выше. Мы отматываем ленту, включаем воспроизведение. Камера следит за сигналом и вот появляется белое поле. Камера "в замешательстве". Вновь появляется сигнал и камера начинает настраивать трекинг. Во время этих приготовлений программа видеозахвата принимает ошибочные данные и несмотря на отсутствие сообщений о пропущенных кадрах (frames dropped), синхронизация аудио и видео все равно бывает нарушена. Значит начинать захват нужно чуть позже, когда будет настроен трекинг. Но если начнем позже, то потеряем кадры в начале. Вот почему иногда необходим этот кусочек видео, который можно будет вставлять в проект монтажа, чтобы иметь полноценный фильм. Я не записываю белое поле больше чем 10-15 секунд, поскольку место на диске расходуется, а запись все никак не появится. У меня MiniDV и "резать" видео нельзя. Лучше остановить захват, найти начало следующей записи. Отмотать немного назад и вместе с белым полем в начале, захватить следующий видеофрагмент продолжительностью 15-20 секунд. Остановить. Отмотать на 10 секунд назад. Убедиться, что при нажатии на кнопку "воспроизведение", видеомагнитофон начнет старт не с белого поля а с видеосигнала. Приготовиться к захвату и нажать последовательно кнопку воспроизведения на магнитофоне и, с запаздыванием в 5 секунд, кнопку записи в Pinnacle Studio. Что при этом произойдет? Видеомагнитофон включится и начнет раскручивать блок видеоголовок и подводить его к ленте, на третью, или четвертую секунду включится двигатель, который наматывает магнитную ленту. Уже с четвертой, пятой секунды видеомагнитофона выдаст уверенный сигнал на оборудование Pinnacle. В момент записи, Studio уже будет иметь уверенный прием, поэтому исключит выпадение кадров. Примерно такая методика видеозахвата была сформировна в Фонограммархиве опытным путем.
Теперь что касается настроек цвета и света. Несмотря на то, что Pinnacle Studio позволяет регулировать насыщенность цветов при захвате, никаких параметров изменять не стоит. Однажды, при оцифровке очередной видеокассеты заметил, что изображение имеет тусклые цвета (почти черно-белая картинка). Логичным показалось усилить интенсивность, добавив насыщенность. Я изменил настройки и в спокойном темпе оцифровал три часа. Уже собирался было записать файлы на диск DVD+R как вдруг захотелось (уже с другой видеокассетой) поэкспериментировать с цветом. В ходе видеозахвата оказалось, что повышенная насыщенность ухудшает резкость. В кадре пропадают мелкие детали вследствие "разрастания" цвета. Бледно-красную кепку парнишки я сделал красной, красивой, как в жизни, но при этом, красный цвет, которого стало больше, почти полностью "скрыл" глаза парня (в кадре он был на заднем плане, сидел в кузове грузовика). Я проматывал дальше и дальше, вся работа "в корзину", видео было испорчено. Надо этот материал перезахватить, но, к сожалению, в силу разных обстоятельств не удалось. Кто теперь оцифрует эти записи и с каким качеством, неизвестно. Не совершайте моих ошибок.
Звук. Во время съемки, при записи звука, микрофон видеокамеры улавливает и фиксирует звук мотора камеры (все детали находятся в одном корпусе). Одним из способов избежать посторонних шумов, является применение выносных микрофонов. Но за выносным микрофоном необходимо непрерывно следить (сидеть в наушниках), что в условиях экспедиции без помощника осуществить невозможно. Если не следить за микрофоном, то можно и вовсе не записать звуковую дорожку и таких записей я встречал много. Собирателям, которые параллельно вели запись на диктофон повезло больше. У остальных на протяжение всего видео - немое кино. Микрофон может отключиться, может разрядиться батарейка, плохой контакт и другие причины. Выносной микрофон это отлично, но всегда необходима страховка. Без выносного микрофона звук обычно негромкий и во время захвата есть желание его немножко усилить. Здесь следует быть осторожным, поскольку неожиданно громкие звуки создадут перегрузку (Peak, Overload), которые сложно устраняются, а тихий звук наоборот, можно усилить без проблем. Но слишком тихий звук сливается с шумами двигателя видеокамеры, поэтому ползунок громкости можно чуть-чуть поднять. Вообще, необходимы пробные захваты с очень громкими записями с целью отыскать "границу" и правильно выставить ползунок.
На скриншоте, ползунок установлен в положение чуть выше половины шкалы делений, как бы 75%. С такими параметрами велась оцифровка видеокассет Фонограммархива. Громкость во время захвата не регулируют. Можно для всех видеокассет оставить какое-то одно положение, если известно, кто на эти кассеты вела запись одна видеокамера. При захвате записей, выполненных другой камерой, настройки звука можно пересмотреть, но в моей практике оказывалось, что производитель придерживался какого-то стандарта при настройке микрофонов видеокамер на заводе.
Перед видеозахватом полностью отключают сотовые телефоны. Даже беззвучный режим "не спасает" при отправке контрольного сигнала на базовую GSM-станцию. Контрольный сигнал успешно запишет Pinnacle Studio вместе с основным звуком оригинальной видеокассеты. Мне приходилось часто встречать импульсные звуки мобильного в записях собирателя. В экспедиции, при опросе информанта телефоны само собой также полностью отключают. Убирать импульсные звуки из готового фильма сложно.
После того, как вся кассета будет захвачена, файлы переименовывают. Например, в Фонограммархиве приняты следующие номера: 000014-001.avi, 000014-002.avi.... 000014-024.avi из которых понятно, что 14 это номер единицы хранения, а второе число - номер отдельной записи (номер видеотрека). Не обязательно номер трека должен совпадать с номером в описи, ведь видеофайлов может быть гораздо больше (включая промежуточные кусочки и неучтенные при описании эпизоды). Поскольку аналоговые записи переводятся в электронную форму, то и описи будут там же. А в электронной форме есть поле "Примечания". Вот здесь и оговариваются все несоответствия. Таким образом, электронные описи будут точно отражать все тонкости видеозахвата, так что все сомнения отпадут. Замечу, что система именования была позаимствована из Фонограммархива ИРЛИ (Пушкинский Дом) и с некоторыми доработками "взята на вооружение" в петрозаводский Фонограммархив ИЯЛИ.
Файлы захвачены и поименованы. Создается текстовый файл с кратким описанием видеокассеты (информация берется из описей). В последнее время, к сопровождающей единицу хранения информации (к метаданным) я добавлял и файлы субтитров - тайм-код (извлеченный программой DV-Time). Вдруг он где пригодится, текст много места не занимает. Диски DVD формируются в каталогах операционной системы компьютера. Размер одного каталога 3,5 - 4,5 Гигабайт. Поскольку будет создаваться полная копия диска, можно записывать "под завязку". Когда каталог с видео будет готов, с помощью приложения ICEECC создаются копии видеотреков с параметром Redundancy 100%. Диск-копия по объему и содержимому остается таким же, но содержит файлы с расширением .ecc (защитный файл). В последнюю очередь создаются материалы фонда использования, например, следующим bat-файлом:
for %%a in ("*.mov","*.mts","*.avi","*.mp4") do ffmpeg.exe -i "%%a" -qmin 4 -qmax 24 -s 480x270 -r 25 -ar 32000 -aq 0 -ac 2 -f webm -y "%%~na.webm"
Это в десятки раз уменьшает объемы исходного видео, позволяя переносить экспедиционные фильмы на флеш-накопителе (для расшифровки дома). Видеозапись некачественная и размер кадра уменьшен вдвое (иногда вчетверо), но в принципе разобрать что отображено на экране можно. С этим можно мириться при условии, что на флешке будет размещено несколько объемных экспедиций3. Полученный файл проигрывается даже обозревателями Интернет (браузерами) и легко публикуется на вэб-странице командой:
?video controls preload="auto"??source src="videofile.webm" type='video/webm; codecs="vp8, vorbis"' /??/video?
Мной не было ничего сказано о мощности компьютера, на котором производится видеозахват. Вообще, старые версии плат Pinnacle могли захватывать видео с кассет в формате MPEG-1 (352x288 точек и 25 кадров в секунду) на компьютере Intel Pentium-1, 166 Мгц. В Фонограммархиве производился захват видео с разрешением 720x576 точек и 25 кадр/сек на Intel Pentium III, 350 Мгц при использовании ТВ-тюнера Beholder в качестве платы видеомонтажа. Пожалуй, достаточная для видеомонтажа конфигурация, это Intel Pentium-4, 1600 Мгц. Учитывая, что таких устаревших компьютеров в продаже нет, можно ориентироваться на любой недорогой компьютер. Достаточно мощный компьютер потребуется для видеомонтажа. В принципе, для видеомонтажа подойдет компьютер с процессором Intel Core-i5, или Intel Core-i7 и оперативной памятью 4 - 8 Гигабайт (обработка 10-минутного видеоролика в программе Adobe Premiere CC 2014, с параметрами 1920x1080, 25 кадр/сек потребовала 5 Гигабайт оперативной памяти). Таким образом, конфигурация компьютера зависит от поставленных целей и многие организации сегодня могут позволить себе оборудование для видеозахвата.
1 См. "Выборка отдельных записей (видеофрагментов) и сохранение без потерь в качестве"
2 См. "Телевизионные поля"
3 К сведению, на флеш-накопитель объемом 2 Гигабайта вмещается 10 минут видеозаписей, выполненных камерой Sony HDR-XR160 (1920х1080, 50 кадр/сек). То же видео, после обработки предложенным скриптом уменьшается в 65 раз (480x270, 25 кадр/сек). На эту же флешку поместится более 10 часов экспедиционного материала.