Главная страница Использование материалов архива некоторые вопросы технологии сохранения звучащих материалов |
Денисов В.Н.
Фонограммархив Института русской литературы
(Пушкинский Дом), С-Петербург
В 1877 году американский ученый-изобретатель Томас Эдисон впервые изобрел аппарат для записи звуков речи – фонограф, который с 1880 года начал широко использоваться во всем мире. Таким образом, в этом году исполняется 130 лет с того момента, когда человечество получило возможность фиксации звучащей речи и многократного прослушивания записей с механического носителя. Первоначально запись осуществлялась на восковые цилиндры (валики), затем – на восковые диски на картонной основе. Фонограф, как уникальный инструмент звукозаписи, в различных модификациях использовался вплоть до 30-х годов прошлого века, а в некоторых странах даже до конца 50-х годов. В России первая запись на фонографе была сделана в самом конце 80-х годов ХIХ века, а одним из старейших хранителей звуковых записей стал Фонограммархив Института русской литературы (Пушкинский Дом) Академии наук в С-Петербурге. Он был основан в 1909 году вслед за Венским и Берлинским фонограммархивами.
Постепенно с развитием и совершенствованием звукозаписывающей техники для записи стали использоваться граммофон и пластинки, магнитофон и магнитные ленты с записями в аналоговом формате, а с середины 80-х годов ХХ века – современные носители и воспроизводящая аппаратура в цифровом формате. В настоящее время цифровая запись получила широкое распространение и стала доступной даже для использования в быту.
Многие наши музеи, независимо от их ведомственной принадлежности и направления деятельности, практиковали запись различных событий на традиционные носители звука. С середины 50-х годов прошлого века наиболее распространенными были записи на магнитные ленты, а затем на магнитные компакт-кассеты, стоимость которых уже по тем временам была доступна для музеев. С годами эти записи накапливались и хранились в специальных музейных хранилищах или просто пылились на полках. С увеличением объема хранимых материалов мы начали задумываться, а что же делать с этими записями на магнитных лентах? В самом деле, вопрос достаточно непростой. Проблема заключается не только в объеме накопившихся звуковых материалов и месте для их хранения.
Как показывает опыт звуковых архивов мира, срок хранения магнитных лент заканчивается после 30-60 лет (в зависимости от типа ленты и фирмы-производителя) даже при условии их правильного хранения и периодического перематывания для снятия статического напряжения. Магнитный слой и основа лент начинают разрушаться под воздействием механических, физических и химических процессов. По истечении определенного времени информация, записанная на такие носители, может быть безвозвратно утеряна для последующих поколений. Таким же образом разрушаются пластинки, которые широко использовались во всем мире. В этой ситуации только скорейший перевод звуковых архивов из аналоговых форматов в более надежные современные цифровые форматы позволит сохранить и сделать их доступными для широкого круга пользователей.
Другой проблемой, с которой сталкиваются музеи и их звуковые архивы, является старение записывающей и воспроизводящей аналоговой техники в связи со стремительным внедрением цифровых технологий. Уже несколько лет назад предприятия в нашей стране практически перестали выпускать аналоговую аппаратуру. Сами цифровые форматы также довольно быстро меняются и стареют в течение короткого промежутка времени.
Большинство звуковых архивов в России в силу недостаточности их финансирования не успевают за стремительным движением современной технологии записи и воспроизведения звука. Но это только лишь часть проблемы.
Все сейчас знают, что нужно применять современные методы оцифровки для дальнейшего сохранения записанной информации. Но мало кто представляет, тем не менее, сколько это стоит, какую технику следует применять, какие стандарты необходимы для оцифровки, чтобы в будущем иметь широкий доступ к коллекциям, и чтобы эти стандарты были совместимы с международными стандартами.
Что касается Российской Федерации, в нашей стране, например, до сих пор отсутствует единая государственная программа по сохранению звукового наследия. Нет также выработанной стратегии использования единых современных цифровых форматов для использования в звуковых архивах.
Между тем, ведущие звуковые архивы мира, например, старейшие фонограммархивы Вены и Берлина, уже провели работу по полной оцифровке своих звуковых коллекций. Помимо этого, в электронный вид с помощью сканирования переведены сопроводительные материалы и рукописи или так называемые «метаданные». На сайтах этих фонограммархивов размещены полные данные о звуковых коллекциях, а также образцы некоторых записей.
Как правило, в on-line доступе из Internet находятся не сами высококачественные звуковые и графические образы, а только их компактные и урезанные версии низкого качества и невысокого разрешения, так называемые «иконки». В особых случаях может быть открыт доступ лишь к фрагментам высококачественных коллекций.
В Петербурге в некоторых архивах такая работа также ведется. Но ведется она крайне медленно, без соответствующего финансирования и без применения единых стандартов звукового архивирования. Подобная ситуация может привести к тому, что звуковые архивы в России, как малые, так и большие, в скором времени могут быть безвозвратно утеряны.
Учитывая сложившуюся в музейных архивах ситуацию, необходимо срочно принимать меры, направленные на сохранение звуковых записей (звукового наследия). На наш взгляд, существует несколько реальных путей преодоления кризисной ситуации.
1. Музеям, обладающим архивными звукозаписями, при наличии хотя бы минимального финансирования следует подумать о создании своей небольшой звуковой лаборатории по оцифровке архивных записей с привлечением технических специалистов. Такая лаборатория должна иметь следующий минимум технических средств:
- аналоговую воспроизводящую технику, желательно профессиональную (катушечный магнитофон, кассетный магнитофон, проигрыватель);
- аналогово-цифровой преобразователь для перевода аналогового сигнала в цифровой формат;
- современный компьютер с хорошей звуковой картой, соответствующим программным обеспечением и возможностями записи на CD и DVD диски в формате МР-3.
Особое внимание следует обратить на качество профессиональной аналоговой техники, которая, как правило, изношена и может давать серьезные искажения при воспроизведении старых форматов записи. Точную регулировку скорости воспроизведения ленты, уровень допустимых искажений, регулировку воспроизводящей головки по азимуту и определение степени ее изношенности можно произвести только при наличии специальной цифровой аппаратуры, которая стоит довольно дорого. Даже калибровочные ленты для профессиональной регулировки магнитофонов сейчас практически недоступны.
2. В случае невозможности создания своей собственной лаборатории, музеям необходимо контактировать со звуковыми лабораториями крупных архивов или звуковыми студиями и предоставлять им свои записи для оцифровки.
3. Другим наиболее разумным шагом для музеев было бы размещение их звуковых коллекций в специальных хранилищах крупных учреждений, таких, например, как Фонограммархив Пушкинского Дома. Естественно, в этом случае все юридические права владельцев звуковых записей будут соблюдаться. Для повседневной работы музеи должны иметь в своем распоряжении полные копии этих коллекций на современных носителях. В случае устаревания форматов хранения владельцы коллекций, в данном случае музеи, всегда могут обратиться в Фонограммархив для получения новых копий на современных носителях и в новейшем формате.
Ведущие звуковые архивы мира уже более 40 лет тесно сотрудничают между собой в вопросах сохранения звукового наследия человечества. Под эгидой ЮНЕСКО успешно функционирует профессиональная организация – International Association of Sound and Audiovisual Archives (IASA) – Международная Ассоциация Звуковых и Аудиовизуальных Архивов. В настоящее время в ее состав входит более 400 членов из 50 стран мира. Практическую работу этой Ассоциации координирует Технический Комитет (TС), который разрабатывает рекомендации по стандартам оцифровки звуковых материалов. Комитет, в котором представлены ведущие звуковые архивы мира, ведет активную работу по пропаганде стратегии и принципов сохранения звуковых архивов. Он также участвует в различных международных проектах по созданию современных звуковых лабораторий в тех странах, в которых звуковые архивы имеют недостаточную техническую оснащенность. В рамках своей деятельности Технический Комитет предъявляет весьма жесткие требования к технологии воспроизведения и перезаписи сигнала с аналоговых архивных носителей в современный цифровой формат.
По мнению специалистов этого Комитета, оборудование и технология перезаписи должны соответствовать стандартам, применяемым в последние годы в Венском Фонограммархиве и проверенным в ходе международных проектов в Китае, Румынии и Албании. По этим стандартам оптимальное воспроизведение сигнала с аналоговой записи может быть достигнуто только с помощью современного, идеально отлаженного профессионального оборудования, лучше всего – последнего поколения, для того, чтобы уровень искажений при перезаписи был минимальным. Звуковая лаборатория обязательно должна быть оснащена магнитофоном для воспроизведения студийных записей со скоростью 19 и 38 см/сек, а также магнитофоном со скоростью 9.5 и 4.76 см/сек для воспроизведения оригинальных (полевых) записей. Оцифровка, согласно требованиями IASA TC 04, 6.5, должна производиться с помощью высокоточного AD конвертора с архивным разрешением 96 кГц, 24 бита. Архивные файлы необходимо записывать как минимум на современные магнитные ленты LTO-3 (или более поздние модификации LTO), объемом памяти до 400 Гбайт, которые для надежности должны храниться в разных местах. Параллельно архивным файлам информация пишется на CD диски в доступном формате МР3 и сохраняется на жестких дисках с возможностью доступа к хранящейся информации через Интернет.
Кроме оцифровки звукового материала необходимо сканировать и перевести в электронный вид рукописные материалы, которые, как правило, сопровождают звуковые архивы. Без этих рукописных материалов звуковые архивы в значительной степени теряют свою ценность, поскольку нет никакой другой информации, раскрывающей многие важные детали записи: дату, исполнителей, аппаратуру и формат, на котором произведена запись и т.д. Понятно, что рукописи часто находятся в неважном состоянии и их невозможно выдавать на руки всем желающим. В электронном виде эти материалы могут стать доступными широкому кругу специалистов и просто интересующихся данной проблемой.
В условиях массового внедрения цифровых технологий в нашу жизнь члены IASA и Технический Комитет постоянно занимаются мониторингом и анализом ситуации и при необходимости обновляют информацию по стандартам оцифровки звуковых материалов. При этом они находятся в постоянном контакте с разработчиками новых стандартов технологии цифровых записей и с производителями новой цифровой техники.
В России IASA только начинает свою деятельность и предлагает свои рекомендации по оснащению оборудованием, применению единых принципов и стандартов оцифровки и т.д. В ближайшее время Технический Комитет этой организации собирается опубликовать на русском языке полную информацию о стратегии, принципах и стандартах сохранения звукового наследия. На наш взгляд, российским звуковым архивам следует тесно сотрудничать с IASA, чтобы с ее помощью усвоить всю технологию, стандарты и т.д. и работать на самом современном уровне. Когда в России появятся свои современные звуковые лаборатории, технические специалисты, а главное - нормальное финансирование, мы можем занять достойное место в ряду ведущих звуковых архивов мира. Тем более что наши звуковые архивы не уступают по количеству материалов и их ценности западным архивам. В перспективе необходимо создание в Российской Федерации Единого Национального Электронного Звукового Депозитария (ЕНЭЗД), в котором права всех владельцев звуковых коллекций были бы юридически четко определены и прописаны. Только эти шаги позволят российским звуковым архивам сохранить свои богатства для последующих поколений и стать равноправными партнерами мирового архивного сообщества.