Главная страница |
Этот сайт - мой опыт. Ошибочно считать, что только этот опыт правильный. Чтобы знать о положении дел в других архивах, необходимо общение, которое часто весьма непродолжительно и осуществимо по большей части лишь на конференциях и конгрессах. С помощью электронной почты мало что почерпнешь, необходимо самому понажимать на кнопки магнитофонов, диктофонов, видеокамер и так далее, чтобы в чем-то разобраться досконально. Судя по всему, инженерам некогда думать о составлении рекомендаций, раз подобных сайтов в сети Интернет пока не удается отыскать, а жаль. В основном, на форумах рассматриваются какие-то отдельные вопросы, лишь частично касающиеся фонограммархивов (и рукописных архивов). Может быть эти сайты и не могли появиться, поскольку займись подобным делом программист, как гуманитарий быстро утомится от обилия технических терминов. Дай волю исследователю и важные аспекты информационных технологий уйдут на дальний план. С другой стороны, программисту заниматься этим некогда, а гуманитарию не до чтения компьютерных журналов. Статьи, гранты, отчеты, все это неотложно и также требует определенного времени.
Мне бы хотелось создать некий информационный центр, чтобы возможности двух сторон уравновешивались. Так, программист, ознакомившись, поймет, что "заумных" баз данных по фольклору создавать не нужно, а этнограф постарается сформировать свои пожелания в популярной форме, отодвинув специфику, если это допускается, на дальний план. В этом случае можно утверждать, что информационный проект двух специалистов имеет гарантированный успех.
На мой взгляд, информация в разделах сайта все еще трудна для восприятия исследователями-гуманитариями (например, собирателями), тем не менее, старался дать материал доступнее, не углублясь в технические тонкости. Разъяснить все процессы, протекающие в компьютере довольно сложно. Физик-теоретик Аркадий Мигдал, говоря вообще о трудностях разъяснения сложных вопросов начинающим, в своей книге "Поиски истины" писал - "Мне кажется, что можно объяснить даже самую сложную теорию, если приложить такие же усилия, какие нужны для занятия самой наукой"2. Понятно, что для программистов и заядлых "компьютерщиков", информация данного сайта соответствует примерно школьному уровню3, но для нас она чуточку сложна.
Для меня это представляется как если профессионал написал краткое пособие, которое затем прочитал специалист, знающий толк в исследуемом вопросе. Специалист тоже решил обработать получившееся пособие, чуточку приблизив к читателю. Следующий человек сделал материал еще на ступень доступнее и так далее.
Статьи сайта охватывают широкий диапазон использования мультимедиа4 в собирательской работе и в архивах. Ознакомившись, читатель заметит, что пользоваться цифровым фотоаппаратом на более "продвинутом" уровне, совсем не сложно. А при съемке видеофильмов легко использовать несколько приемов, позволяющих получить визуальный материал, годный к публикации (разумеется, речь идет о предъявляемых требованиях, ведь фольклорно-этнографический материал всегда годный).
Элементарные действия для создании подобного сайта - найти и опубликовать ссылки на интереснейшие web-ресурсы по каждой теме. Но там, авторы статей решают лишь свои задачи, которые, как упоминалось выше, нас касаются лишь частично. Там, информация, как правило, доступна для понимания лицами, хорошо знающими технику, компьютер и программное обеспечение. В результате, сотрудник архива будет нагружен дополнительной информацией, которая в его работе все равно не будет использована. При этом, драгоценное время окажется потраченным впустую. Предлагаемый мной вариант иногда поверхностно решает проблему, но в условиях, когда необходимо быстро действовать, спасает. То есть вместо чтения десятков книг, сразу предлагается готовое решение. Например, взамен учебы на курсах видеооператоров, дается десяток приемов, позволяющих почти профессионально отснять экспедиционный материал. Разумеется, необходим еще и опыт, но тут все зависит от желания собирателя.
Работа в Фонограммархиве ИЯЛИ содержит такие задачи, как видеосъемка и звукозапись в фольклорно-этнографических экспедициях; перевод полученных материалов в электронный вид (если требуется); подготовка данных к хранению; собственно хранение и обслуживание мультимедийных данных, находящихся в архиве (мониторинг); подготовка и обработка материалов с последующим использованием их в публикациях и электроннных презентациях к докладам научных конференций. Поскольку первая методичка с рекомендациями по оцифровке звукозаписей была составлена в 2000 году, то очевидно часть информации успела устареть, в связи с развитием информационных технологий.
В ходе экспедиций сформировались собственные методики, поскольку предъявляемые звукоинженерами требования к звукозаписи, в поле уже "не работали", нужен иной подход. Звукоинженеры требуют практически павильонных условий (тишина), а плач ребенка информанта нарушает рекомендуемое условие. Тем не менее, запись звука на диктофон производится с настройками высокого качества, что быстро расходует свободное пространство носителя. В итоге, полученная фонограмма не соответствует студийным нормам, хотя имеет высокие техничесие показатели. Вместо одного диска DVD+R, для хранения материалов экспедиции потребуется десяток, что в свою очередь требует дополнительных средств, выделяемых для экспедиции. Чтобы избежать подобной ситуации, параметры качества выбираются не максимальными, а лишь немного превышающими необходимые согласно частотным характеристикам исходного звука (голос, пение, игра на инструментах), тогда свободное место будет сэкономлено, а полученный звук будет размещен в соответствующем звуковом диапазоне. Например, диктофон поддерживает режим качества записи "24 бит, 96000 Гц, стерео", что подходит, вероятно, для записи колокольного звона, или голоса дельфинов. Мы установим "24 бит, 44100 Гц, стерео" и более чем в два раза сократим расходы не потеряв качество при записи речи и музыкальных инструментов.
Видеооператоры требуют искусственного освещения при съемке в комнате, но в глухой деревне иногда отключают свет, как быть? При съемке этнографических фильмов, чаще всего, исследователь не в состоянии организовать обстановку, идентичную создаваемой на киносъемочной площадке, значит видео-методика также нуждается в доработке. Кроме того, при видеозаписи возникает та же картина с необоснованным расходом свободного пространства на носителях (снимаем кое-как с настройками максимального качества). Для вышеперечисленных случаев необходимы новые рекомендации, проверенные временем, которые реально выполнимы сотрудником архива или исследователем.
Собственный опыт и опыт других научных организаций постоянно накапливается и анализируется, поэтому трудно сказать, что опубликованные здесь рекомендации окончательно завершены или во всех ситуациях будут работать в совершенстве. Сайт можно рассматривать как один из вариантов практического опыта.
Сопровождая конференции Института в качестве технического специалиста5, неоднократно обращал внимание на то, что сотрудники не используют "единые правила", которые, давно приняты коллегами за рубежом. На подобных мероприятиях, в силу разных причин встречаются технические накладки. Например, файл презентации слишком долго открывается, кажется, что компьютер "завис", а тем временем надо спешить - регламент соблюдается строго. В изображениях использованы отчетливо различаемые цвета, а при демонстрации на экране, цвет стал блеклым и границы деталей рисунка частично пропали. Звук не проигрывается и видео "не показывает", а дома все работало. Что ж, очень легко остановить презентацию и продемонстрировать материалы по отдельности, ведь фотографии, видео и звук, я "захватил" с собой на флешке. Однако, при поиске файлов, оказалось, что их имена состояли из русских символов (кириллица), включая пробелы, скобки и так далее, а программа просмотра изображений, на старом компьютере у организаторов семинара, почему-то эти русские символы не читает (хозяева мероприятий не всегда могут быть во всеоружии и подобных примеров было достаточно). Собиратель готовит фотоматериалы в типографию но специалист, принимающий фото сообщает, что фото будет плохо смотреться в солидном издании, необходим снимок, полученный с другого ракурса, но у собирателя такого нет. А ведь всего несколько рекомендуемых приемов фотосъемки сразу повысят качество снимка и так далее.
Все это приводит к мысли о создании рекомендаций, которые помогут избавиться от большинства технических накладок. Разумеется, мы уже многое знаем из статей технической литературы и официально утвержденных норм, где описаны отдельные методы работы специально для нас (для рукописных и фонограммархивов), но специализированного сайта с теорией и практическим опытом еще не было6. Я рад, что теперь у нас есть свой сайт, т.е. некоторый посредник, помогающий собирателю и научному сотруднику не допускать ошибок при работе с мультимедийным фольклорно-этнографическим материалом. Не нагружающий голову исследователя ненужной, дополнительной, сугубо технической информацией. Посредник, который в общем-то в курсе чем занимается собиратель (или сотрудник архива), старается в меньшей степени углубляться технически, но подстегивает гуманитария к изучению основ в компьютерном мире (чтобы не было стыдно публиковать свои материалы). Он также отчетливо понимает всю ответственность при хранении фольклорного наследия.
Сайт.
Не во всех статьях указаны используемые источники (список литературы). Опубликованный материал по большей части отображает практическую сторону исследований (и это "изюминка" сайта). Тонкости оцифровки или фотографирования редко затрагиваются в книгах и журналах, зато изобилуют на многочисленных форумах сети Интернет. Ссылки на ресурсы справочного характера, а также интересные, на мой взгляд статьи, посчитал необходимым включить в прилагаемые тексты.
HTML-программирование данного сайта выдержано в самом простейшем стиле, чтобы существовала возможность выходить на страничку используя модем (например, модные сегодня в путешествиях карманные USB-модемы). Более сложное оформление (анимация, "выпрыгивающие" окна меню) на мой взгляд в некоторых ситуациях может утомить посетителя, нарушить правильное отображение содержимого, или замедлить скорость открытия страниц. Файл index.html имеет скрипт счетчика посещений, но это не должно мешать открытию главной страницы. Видеоролики в примерах также оптимизируются с целью уменьшения размера, с сохранением разборчивости содержимого кадра, если в конкретном примере эти детали важны. Никакой рекламы на сайте нет за исключением странички arstandard.narod.ru, где это следует рассматривать как своеобразная "оплата" за сайт.
Пару слов о себе. Бовин Владимир Борисович, ведущий инженер по звукозаписи Фонограммархива ИЯЛИ (с 1998 по 2014 год). Занимался оцифровкой коллекций аудио- и видеозаписей основного Фонда. Сканировал и обрабатывал экспедиционные фотоматериалы. Сегодня продолжаю разрабатывать и поддерживать в актуальном состоянии этот сайт. Работа осуществляется по собственной инициативе (с консультациями помогают сотрудники ИЯЛИ, ИПМИ, ИРЛИ, УИИЯЛ...). Тексты в основном мои, так как в научном сообществе осторожно относятся к публикации своих статей на посторонних сайтах сети Интернет. Однако, пару-тройку статей мне разрешили здесь разместить, за что и благодарю. Несколько статьей опубликовано в научных сборниках. Другие материалы представляют доклады выступлений на научных конференциях, поэтому при цитировании, указывайте пожалуйста название статьи и адрес rst.krc.karelia.ru (это официально зарегистрированный адрес сайта)
Если у Вас возникнут вопросы, пожелания или, что интереснее всего, Ваш опыт, можно связаться по электронной почте - arstandard@yandex.ru
(Спасаясь от несогласованной рассылки, пришлось установить SPAM-фильтр - в тему письма необходимо в произвольном месте добавить символы rst)
1 Институт языка, литературы и истории, Карельского Научного Центра РАН (ИЯЛИ). Республика Карелия, г. Петрозаводск, "http://illhportal.krc.karelia.ru"
2 А. Мигдал "Поиски истины", М."Молодая Гвардия" 1983, Стр.7
3 Программирование на языках высокого уровня, это тоже школьный уровень, так что, надеюсь, никого не обидел.
4 Комплексное представление данных на носителе цифровой информации. Сегодня термин "мультимедиа" претерпел изменения, но изначально мультимедийной информацией считалось то, что записано на компакт-диске и может быть прочтено устройством CD-ROM, затем отображено с помощью монитора и озвучено акустическими системами. Таким образом, это движущиеся картинки (видеозапись), аудиопоток (звукозапись), изображения и текст, хранящиеся на любом "медиа", т.е. на носителе информации (в то время CD-R).
5 В частности, был содокладчиком на конференции, посвященной 100-летию Фонограммархива Пушкинского Дома ИРЛИ, после которой было решено создать этот сайт.
6 Необходимо упомянуть, что архивными программами занимается Плотников С. А. (политархив, г. Пермь.), автор сайта Автоматизированные архивные технологии. Его сайт создан в марте 2004 г. для продвижения автоматизации архивной деятельности, обмена опытом по автоматизированным архивным технологиям (ААТ), общения архивистов.