Главная страница Сканирование документов |
Почти каждая статья начинается со слов "Сегодня...", "Сейчас...", "В настоящее время", "В XXI веке..." и так далее. Наверное, в последние дни происходит множество замечательных событий и авторы стремятся об этом рассказать. В предлагаемой статейке, или даже заметке речь пойдет о некоторых замечаниях при сканировании документов на бумажной основе. Причем документы могут быть представлены рукописями или фотографиями. Словом все то, что составляет фольклорно-этнографический материал. Данный текст специально вынесен за пределы отдельной статьи по сканированию с тем, чтобы не перегружать читателя лишней информацией.
Очень многие архивы заняты оцифровкой (сканированием) документов на бумажной основе. Одни организации уже завершили эти мероприятия, в то время как другие, в силу разных причин даже не начинали. Сканирование, несложный процесс. Положил документ на стекло планшетного сканера, нажал на кнопку в программе и получил графический файл. Обретая опыт в этом процессе, пользователь со временем обнаруживает значимость тех или иных параметров при сканировании и степень подготовки документов, подлежащих оцифровке. Ведь этот опыт позволяет не допускать распространенных ошибок, а потому выполнять работу быстрее и качественнее.
Давайте отсканируем фотографию.
Встречались случаи, когда пользователи клали снимок на стекло сканера кое-как, например, в перевернутом виде. В результате сканирования, человек, изображенный на фото, "стоял" на голове. Но возможности компьютера позволяют творить чудеса, поэтому одна команда в графическом редакторе быстро "поставит" его на ноги. В этой связи приходилось неоднократно наблюдать, как пользователи беззаботно относятся к положению фотографии на стекле сканера.
Предположим, на фото изображен дом. Обычно зритель старается повернуть фото так, чтобы вертикальные и горизонтальные линии рисунка располагались ровно. Если дом немножко наклонен (ошибка экспонирования), то фотографию интуитивно выравнивают, поворачивая в обратную сторону. При этом, наклон самой бумажной фотографии не имеет значения, ведь зритель смотрит на изображение, а не на белый лист фотобумаги. То же касается рукописных материалов (хотя человек способен читать текст под любым наклоном).
При сканировании необходимо стремиться заранее повернуть фотографию, или текст рукописи на стекле сканера так, чтобы изображение, или строки текста рукописи расположились ровно, несмотря на наклон фотобумаги. Таким образом, впоследствии не потребуется поворачивать изображение в графическом редакторе. Возможно, кто-то скажет, что современные программы хорошо поворачивают изображение, поэтому трудиться над каждой фотографией, поворачивая так, чтобы максимально выровнять стороны изображения, уже не нужно. Давайте посмотрим, что происходит при повороте.
На предлагаемом образце-рисунке, с помощью графического редактора были начерчены три линии разного цвета. Линии специально размещены плотно друг к другу. Копия рисунка была отложена и сохранена, после чего произведен поворот (наклон) изображения. Наконец, сохранив повернутый рисунок, осуществлен обратный наклон с тем, чтобы вернуть линии в исходное, горизонтальное положение. Все сохраненные ранее копии были размещены на результирующем снимке для того, чтобы отследить изменения. Оригинальная линия (источник), расположена снизу, а видоизмененная над ней. Легко заметить, что вид линии источника вследствие поворота был утрачен. Изменения, близкие к этим, происходят со всеми цифровыми фотографиями при повороте.
Дизайнеры очень легко решают вопросы поворота изображений. Они, перед сканированием, увеличивают разрешение, например, не 600 dpi, а 2400 dpi, или более. В результате сканирования с повышенным значением, какая-то одна значимая точка изображения будет увеличена, например, в 4 раза. Если одна из четырех, составляющих ее точек будет утрачена, типографское оборудование "не заметит" пропажи. Но здесь речь идет об архиве. Задача архивного хранения - сохранить как можно больше точек составляющих оригинальный документ. Таким образом, рекомендуется все повороты изображения осуществлять до сканирования, либо оставить отсканированный файл без обработки (в ожидании технологий будущего).
Вообще, процесс этот нелегок, поскольку иногда приходится по нескольку раз выполнять команду Preview (предварительное сканирование), добиваясь ровного положения содержимого рисунка, или печатного листа. Но в результате, не тронутый постобработкой скан-файл будет близок по качеству к оригиналу. Это значит, что при печати графического файла на профессиональном оборудовании, можно максимально приблизиться к исходному снимку. Вообще, любого вида обработка должна производиться только с материалами фонда использования. Оригинал стараются оставлять в исходном виде.
Документы сохраняются не в TIF, как это рекомендовалось несколько лет назад, а в более совершенный формат PNG. Интересно, что при сохранении фотографий в формат JPEG, с параметром качества 99 - 100, общее качество фотографии не ухудшается, но отдельные цвета чуть "угасают" (незаметно для глаза утрачивается насыщенность). При разрешении снимка 300 dpi (если сканировать лист бумаги А4 - 2100x2800 точек) потеря насыщенности практически незаметна. При повышении разрешения до 600 dpi, распознать потерю цвета уже затруднительно, поэтому, можно руководствоваться лишь значимостью снимков. Если изначальное качество фотографии низкое, вполне допустим формат JPEG с качеством 100, если это профессиональный фотоснимок, то PNG.