Главная страница
Звукозапись, оцифровка
Один из способов устранения влажности магнитной ленты перед оцифровкой


    Во время оцифровки магнитных лент и, чаще всего, компакт-кассет, возникает почти трудно устранимая помеха - повышенная влажность магнитной ленты. Вследствие чего при воспроизведении слышен скрежет, или скрип. Размещенный ниже образец1 наглядно отражает наличие и отсутствие лязгающего звука:


(если файл не прослушивается, его можно скачать (ссылка)

     Как-то давно, увлекаясь кассетными магнитофонами я пытался бороться с этим чуть ли не ежеминутно протирая электромагнитную, воспроизводящую головку хлопчатобумажной тканью, слегка смоченной в спирте (в то время продавался шрифтоочиститель). Позже, для устранения скрежета хватало и сухой ткани. Кроме того, было замечено, что если магнитная воспроизводящая головка слегка замаслена, например, коснулся пальцем (а пальцы всегда имеют мельчайший процент, так сказать жира, сколько бы мы не отмывали мылом руки), то скрежет можно устранить минут на 3 - 5. Известно, что магнитной ленты касаться не рекомендуется. В местах касания магнитная лента быстро впитает жир и впоследствии на этом участке возникнет "провал" звука в воспроизведении. Самое неприятное то, что этот "жир" коснется и резинового прижимного ролика, в результате чего, нарушится сцепка с тонвалом. Со временем это приводит к тому, что лента в кассете с трудом протягивается, или "застревает" при воспроизведении. Однако, часто протирать спиртом резиновый ролик также недопустимо. Под действием такого "растворителя" произойдет постепенная деформация резины.
     Итак, постоянно протирать электромагнитную головку спиртом или сухой тканью при оцифровке непрерывной тридцатиминутной записи не представляется возможным. Прикасаться "жирным" пальцем к поверхности магнитной головки также не рекомендуется, хотя, в достаточно сложных ситуациях такой способ является чуть ли ни единственным решением. Давайте разберемся, что происходит с лентой, откуда скрежет?
     Магнитная лента с одной стороны (рабочий слой) содержит слой ржавчины и клея, который хорошо впитывает влагу (советские магнитные ленты). Эта влажная пыль осыпаясь, приклеивается к поверхности магнитной головки. Таким образом, прилипшая ржавчина с клеем на головке соприкасается с тем же составом на ленте и все вместе они создают трение, создающее скрип.
     Протирая зеркальную поверхность электромагнитной головки тканью, едва смоченной в спирте, мы подготавливаем идеальные условия для прилипания "грязи". Добавление тончайшей пленки "жира" на ту же поверхность, задерживает прилипание лишь на время, поскольку ржавчине и клею не за что "зацепиться". Однако все новые порции чистой и свежей влажной ленты "до блеска" очищают головку от жира, "скармливая" его резиновому валику.
     Слою ржавчины "активно помогает" и степень прижима фетра. Фетр, это квадратик ткани, на прямоугольной латунной пластинке, которая в обязательном порядке присутствует в корпусе компакт-кассеты (или в составе блока магнитных головок некоторых катушечных магнитофонов). Материал квадратика, более похож сырье, из которого производят валенки, только более плотный. Фетр занимается тем, что очищая обратную сторону ленты от посторонних частиц прижимает ее к поверхности электромагнитной воспроизводящей головки, добиваясь плотного контакта для наилучшего намагничивания ленты. При сильном нажатии фетра, магнитный слой ленты быстро изнашивается и постепенно разрушается, что ведет к постепенной утрате звукозаписей (сильное прижатие изнашивает поверхность магнитной головки). Недостаточное нажатие приводит к "провалам" в звуке, к потере высоких частот (тембр). Сильное давление способствует быстрейшему налипанию "грязи" на поверхность магнитной головки, в то время как слабое, позволяет на время избежать появление скрежета. Наконец, сильный прижим фетровой пластинки затрудняет ход магнитной ленты и здесь, загрязненный прижимной резиновый ролик уже не справляется с задачей ее транспортировки в то время как обезжиренный и чистый ролик продолжает уверенно протягивать ленту не допуская дефектов при воспроизведении, проявляющихся в виде завываний. Иногда может происходить полная остановка ленты.



     Некачественно собранный корпус советской компакт-кассеты с недостаточно продуманной формой поверхности и составом покрытия полиэтиленовых прокладок, между которыми зажаты рулоны ленты также ведут к затруднительному движению ленты. Денис Корнилов, занимающийся оцифровкой в Удмуртском институте истории, языка и литературы отмечает, что рулоны ленты советской компакт-кассеты, помещенные в корпус импортной кассеты устраняют скрежет, так что способ можно принять на вооружение. Если ослабить (слегка согнуть) латунную пластинку фетра, ослабив прижим, то в импортном корпусе скрежет исчезает полностью. Здесь хочется предупредить о том, что неплотный контакт ведет к ухудшению качества воспроизведения звука (как сообщалось выше).
     Способ борьбы со скрежетом вполне очевиден - устранить влажность. Сухой рабочий слой магнитной ленты теряет рыхлость, он более плотен, потому не может никак прилипнуть, хотя и загрязняет поверхность магнитной головки частичками ржавчины. Вариантов просушки магнитной ленты много, но безопасных почти нет.
     Так, на одном из форумов в сети Интернет предлагалось поместить рулон магнитной ленты в прогретую духовую печь и половину дня "запекать" (например, см. "Магнитная лента", или "Restoring and Transferring Magnetic Audio and Video"). Пол Уайт в статье "Реставрация магнитных лент", пишет: "Имеются две причины липкости ленты: деградация основы из-за поглощения воды и потеря специальной смазки, входящей в состав ленты. Деградация из-за поглощения воды может быть временно устранена путём прогрева (просушки) в печке, но это не помогает при потере смазки. Пока что все проблемы, с которыми я столкнулся, устранялись прогревом, так что, судя по всему, это преобладающая причина. Стоит отметить, что прогрев может использоваться только лишь для лент с задним покрытием, а в других типах может причинять дальнейшую деградацию. Улучшение это временное, поскольку лента снова начинает поглощать влагу из атмосферы после того, как её высушили. Необходимо сразу же перенести запись на другой носитель: при нормальных обстоятельствах эффект от просушки сохраняется от 2 до 4 недель. Если ленты имеют историческую или коммерческую ценность, Вы должны поручить это дело профессионалам.... Вы должны использовать только электрическую духовку, так как при горении газа образуется водяной пар – а мы от него как раз и пытаемся избавиться! Температура ниже 50C будет неэффективна, а слишком большая – будет способствовать копирэффекту («перепечатыванию» намагниченности с одного слоя ленты на другой)."2 Другие же посетители форума советовали на несколько дней оставить рулон на окне под прямыми солнечными лучами. Все эти рекомендации приводят к высушиванию основы магнитной ленты и быстрейшему ее старению, приводящему к постепенной утрате единиц архивного хранения ценнейшего фольклорного материала. Нагрев ленты приводит к постепенному размагничиванию и следовательно утрате звукозаписей.
     В самых простых случаях, компакт-кассету вынимают из пластикового футляра, а рулон магнитной ленты катушечного магнитофона из упаковки и оставляют открытыми на несколько суток в сухом помещении. Для просушки используют только рассеянный дневной свет. Можно разобрать корпус компакт-кассеты и открыть, для скорейшего "высыхания". Естественная просушка самое щадящее, что можно придумать для ленты.
     Для скорейшего просушивания используется обычный фен. Компакт-кассета устанавливается в магнитофон (а рулон магнитной ленты заправляется в лентопротяжный тракт "катушечника") и нажимается кнопка перемотки. Фен включают и струю теплого воздуха направляют, например, в блок магнитных головок. Лента "не любит" повышенной температуры, поэтому направляя струю на руки подбирают необходимое расстояние от сопла фена до магнитной ленты. Ленту перематывают просушивая одну сторону, затем переворачивают и таким же образом обрабатывают другую сторону. С первого раза устранить скрежет возможно не удастся, но обработанную таким образом ленту можно оставить на столе до завтра и позже повторить просушивание. Можно взять большее число магнитных лент или компакт-кассет для просушивания и разделить процедуру по дням, чтобы не прекращать процесс оцифровки. Не стоит забывать о том, что для хранения магнитных лент используются специальные температурно-влажностные режимы. Некорректное управление ими приводит к быстрому старению магнитных лент.

Надеюсь, информация оказалась полезной.
Успехов!
(для написания статьи, использовалась информация форумов сети Интернет, консультации с Д. Корниловым и В. Н. Денисовым и интереснейшая статья В. А. Устинова Прогнозирование долговечности архивных документов).



Просушивание компакт-кассеты.
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

Просушивание магнитной ленты катушечного магнитофона.
(если файл не воспроизводится, его можно скачать (ссылка)

1 Образец звукозаписи предоставлен Фонограмархивом Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского отделения Российской Академии Наук (УИИЯЛ УрО РАН)
2 "Копирэффект возникает через несколько дней после записи, поэтому предупредить его очень легко. Сразу после записи, лента оставляется неперемотанной. Таким образом, копирэффект будет "заглушен" самой записью".

(C) Бовин В.Б.
Внесение изменений: 27.01.2012, 15.05.2012, 27.06.2012, 18.09.2015